Задвижка чугунная
Чугунная задвижка — трубопроводная арматура, имеющая регулирующий (запирающий) элемент, перемещающийся перпендикулярно относительно оси потока. Чугунные задвижки широко распространены как основной вариант запорной арматуры.
Основное применение данная арматура получила в транспортных и технологических трубопроводах с диаметром до 2’000 миллиметров, таких как:
- система жилищно-коммунального хозяйства;
- газоснабжение и водоснабжение;
- нефтепроводы;
- многие объекты энергетики.
Они хорошо работают при температурах рабочей среды до 565 градусов по Цельсию и давлениях в 25 МПа.
Задвижка чугунная – с корпусом из чугуна производится с помощью литья. Аналогичным способом изготавливаются задвижки стальные. Данные устройства имеют целый ряд достоинств, среди которых можно назвать следующие:
- широта применения в различных эксплуатационных условиях;
- простота самой конструкции;
- невысокое гидравлическое сопротивление;
- строительная длина сравнительно небольшая.
Благодаря низкому гидравлическому сопротивлению задвижки используют в магистральных трубопроводах, которые имеют постоянно высокоскоростное движение различных сред.
К недостаткам можно отнести:
- не малая строительная высота – характерно для вариантов с выдвижным шпинделем. Это обусловлено ходом затвора до полного открытия, который должен составлять не менее диаметра прохода;
- открытие и закрытие занимает довольно длительное время;
- в затворе и в корпусе происходит постоянное изнашивание (разрушение) уплотнительных поверхностей. При этом существует сложность в ремонте при эксплуатации.
Обычно чугунные задвижки не используют для регулирования расхода среды. Основное их предназначение – это запорная арматура – запирающий элемент при эксплуатации должен находиться в его крайних положениях: “открыт” или “закрыт”.
В основном задвижки изготовляются полнопроходными — диаметр пропускного отверстия четко соответствует диаметру используемого трубопровода. Иногда, для снижения количества крутящих моментов в управлении арматурой, а также для уменьшения износа уплотнительных поверхностей, используют суженные задвижки. При этом увеличение гидросопротивления незначительно влияет на работу всей системы. Однако, установка таких устройств недопустима на магистральных трубопроводах с большими диаметрами.
Наиболее часто встречается управление задвижкой вручную (при помощи штурвала). Также они могут быть с электроприводом, либо гидроприводом. Существует и управление с помощью пневмопривода. При использовании ручного управления данной арматурой на больших диаметрах, часто устанавливают редуктор, который уменьшает усилия открытия (закрытия).
По варианту движения в задвижке различают:
- с невыдвижным шпинделем (или вращаемым);
- с выдвижным шпинделем.
В случае с выдвижным шпинделем, он совершает поступательные, либо вращательно-поступательные движения при открытии (закрытии), в случае с вращаемым — только вращательное.
Еще различают по конструкциям запорного органа:
- клиновая – седла в корпусе располагаются под углом. Затвор — это клин, который может быть: жесткий, упругий или двухдисковый;
- параллельная – уплотнительные поверхности у седел располагаются параллельно в корпусе;
- задвижка шиберная – это однодисковый вариант параллельной задвижки, затвор у которой называют – шиберным односторонним;
- шланговая – поток среды проходит сквозь эластичный шланг, который вставляется в корпус, изолируя металлические детали устройства от рабочей среды. Для предотвращения прохода шланг пережимается под воздействием шпинделя.